О свободе воли

Те, кто утверждает, что бог допустил грех, так как он не мог этого избежать, не нанося ущерба свободе воли, которую он дал человеку и которая явилась самым прекрасным даром, какой бог вручил человеку, подвергаются большой опасности. Приводимый ими довод прекрасен, в нём есть нечто обольстительное, нечто величественное. Но в конце концов его можно опровергнуть доводами, более понятными всем людям и более основанными на здравом смысле и логике. 

Даже тот, кто не читал прекрасный трактат Сенеки о благодеяниях, знает посредством естественного света, что сама природа благодетеля состоит в том, чтобы не оказывать милостей, о которых благодетель знает, что если ими злоупотребят, то они приведут к гибели того, кому эти милости оказываются... Это идеи столь же известные простому народу, как и философам... Не существует доброй матери, которая, разрешив дочерям пойти на бал, не отменит это разрешение, убедившись, что на этом балу её дочери не устоят перед домогательствами и потеряют свою невинность. И всякая мать, которая, зная достоверно, что это обязательно произойдёт, отпустит дочерей на бал, ограничившись  перед этим увещеванием быть мудрыми и угрозой немилости, если они придут с бала женщинами, навлечёт на себя по меньшей мере справедливое осуждение за то, что она не любит своих дочерей и не оберегает их целомудрие... Это показывает безрассудство тех, кто выдвигает в качестве довода то, что бог де берёг свободу воли первого человека. Лучше верить и молчать, чем ссылаться на доводы, которые могут быть опровергнуты примерами, какими я только что воспользовался. 

... Легко показать, что свободная воля первого человека, которая была сохранена в неприкосновенности в условиях, когда он должен был ею воспользоваться себе на погибель, на гóре роду человеческому, чтобы принести вечное проклятие большинству его потомков, вызвать ужасный поток грехов и мучительных наказаний за них, — что эта свободная воля не была хорошим даром. Мы никогда не поймём, как из милосердия и из любви к святости можно было вручить человеку такой дар...