О Боге и о религии
Всякому человеку, способному рассуждать, ясно, что бог — существо в высшей степени совершенное и что из всех совершенств больше всего подобает ему милосердие, святость и справедливость. Как только вы лишаете его этих совершенств, приписав ему свойства законодателя, запретившего человеку совершать преступления и тем не менее толкающего человека на преступления, а затем подвергающего его за это вечной каре, вы превращаете его в существо, которому совершенно нельзя доверять, в существо обманывающее, коварное, несправедливое, жестокое, — это уже не объект религии. Какой смысл взывать к нему и стараться быть мудрым? Это путь к атеизму. Страх, внушаемый религией, должен смешиваться с любовью, с надеждой и с глубоким почтением. Когда же боятся кого-то лишь из-за того, что он обладает властью и волей творить зло и жестоко и безжалостно осуществляет эту власть, его ненавидят, к нему питают отвращение. Это уже больше не религиозный культ. Разве это не значит выставить религию на посмешище вольнодумцам, изображая бога существом, создающим законы против преступления, которые он же заставляет нарушать, чтобы иметь повод наказывать? Что у этого существа не будет отнято существование, если признать его творцом греха, — это очевидно, ибо, если причина действует, она обязательно должна существовать. Но тем самым существо будет сведено ко Вселенной или к богу спинозистов, к существу, которое существует и действует в силу необходимости, не зная, что оно творит, которое обладает умом лишь потому, что мысли его созданий суть его модификации...