«To, что вы видите, — это то, чему вы научились»
| Эксперимент с вертикальными и горизонтальными полосками |
Была проведена серия необычайно интересных экспериментов (Blakemore & Cooper, 1970), когда котят выращивали практически в полной темноте, за исключением того, что им предъявлялись либо вертикальные, либо горизонтальные полоски. Позже, когда котят извлекали из темноты, те из них, кому предъявлялись вертикальные полосы, реагировали на такие же полосы на окружающих объектах, но не замечали горизонтальных линий. Соответственно, кошки, которым в ходе развития предъявлялись горизонтальные линии, позднее могли, по-видимому, распознавать лишь наличие горизонтальных фигур. Способность кошек видеть не была нарушена, но определённые перцептивные способности у них не были развиты. Эти отдельные дефициты носят, по-видимому, долговременный характер.
To, что вы видите, — это то, чему вы научились
Однако результаты другого исследования позволяют предположить, что некоторые наши перцептивные способности могут быть представлены от рождения; это означает, что они даются нам от природы без какого-либо научения. Например, в ходе одного исследования (Adams, 1987) новорождённым детям (им было лишь три дня от роду) предъявлялись квадраты различного цвета (красные, синие, зелёные) и квадраты серого цвета, который был той же самой яркости. Все эти недавно рождённые младенцы проводили значительно больше времени, рассматривая разноцветные, но не серые квадраты. Маловероятно, что у младенцев была возможность за три дня научиться данному предпочтению, поэтому полученные результаты служат доказательством того, что некоторые из наших перцептивных способностей являются врождёнными.
Общий вывод, который следует из результатов проведённых в данной области исследований, таков: когда речь идёт об источнике наших перцептивных способностей, единственно правильного ответа просто-напросто не существует.