Об интеллекте и Боге
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21) |
Многие люди на вопросы о Боге отвечают так: «Зачем обсуждать то, существование чего нельзя ни доказать, ни опровергнуть логически?» Действительно нельзя, однако каждый внутри себя ответ всё-таки даёт, и последствия этого ответа простираются на всю его жизнь.
На отношение к Богу серьёзно влияет среда, в которой растёт человек: в обществе атеистов большинство детей становятся атеистами, в обществе верующих в Бога - верующими в Бога, в обществе агностиков - агностиками, и так далее.
Некоторые атеисты считают свою позицию наиболее конструктивной, так как они, якобы, не верят в то, что невозможно доказать. Однако они верят в отсутствие Бога - которое также никем не доказано. А агностики верят в невозможность познания Бога - и это тоже никем не доказано. То есть вопрос не в том, чтобы «верить или не верить?», а в том, «во что верить?»
В окружающем нас мире можно увидеть иерархию интеллекта: минеральный мир - растительный мир - животный мир - человек.
Интеллект нижестоящего уровня не может полностью понять вышестоящий: капуста не сможет понять, что такое «коза», и когда коза ест капусту, для последней это необъяснимое вмешательство с высшего уровня; также коза не сможет понять, что такое «человек». Но есть ли у неё основания считать, что на ней иерархия интеллекта заканчивается? И есть ли такие основания у человека?
В мире, чем более сложна система, тем более мощный интеллект требуется для её построения: для переноса палочки к муравейнику - интеллект одной мощности, для построения птичьего гнезда - мощнее, для собирания детского конструктора - ещё мощнее, для проектирования МКС - ещё мощнее.
Этот принцип универсален для систем любого масштаба. Так почему же мы считаем, что наиболее сложная из всех известных нам систем - Вселенная - спроектирована и управляется без участия наивысшего интеллекта? Не является ли это нарушением логики?
От ответа на этот вопрос будет зависеть наша жизнь:
— если мы будем верить, что иерархия интеллекта заканчивается на человеке, или что Вселенная создана без участия Высшего Разума, то жизнь вряд ли имеет смысл, она может быть внезапно прервана, и волочить своё бессмысленное существование можно как угодно — результат один;— если мы будем верить, что иерархия интеллекта продолжается и «над» человеком, то у иерархически наивысшего архитектора есть замысел, по которому развивается его творение. Хороший архитектор обязательно наделяет каждый элемент системы (включая человека) и целями, и средствами к их достижению, а поскольку человеку даны интеллект и свобода выбора, то он может самостоятельно определить свои цели и наполнить жизнь смыслом их реализации.
Если жизненные цели и средства определены человеком в гармонии с собой, обществом и мирозданием, и человек имеет волю к их достижению, то цели будут реализовываться. Вопрос лишь в доверии иерархически наивысшему интеллекту - доверии в том, что предоставленные Им потенциал и возможности отвечают нашим личным добрым стремлениям.
«Всё, что свершается, — свершается наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, что свойственны людям».«Путь промысла Его неведом потому,Что вера есть в него, но веры нет Ему!»
См. также "Пари Паскаля".