Атараксия


Аффект vs спокойствие
Атара́ксия (греч. αταραξία – «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») – термин античной этики.

Общий смысл этого состояния заключается в невосприимчивости личности к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам.

В связи с Пирроном (свидетельство Посидония у Диогена Лаэрция) атараксия появляется как метафора для разъяснения состояния духа истинного мудреца:

«На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он [Пиррон] оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой безмятежности – атараксии – и должен пребывать мудрец».

Считается, что своим появлением существительное «атараксия» обязано Демокриту, который писал:

«…счастье же он называет и благим состоянием духа, и уравновешенностью, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью – атараксией».

Что касается прилагательного «невозмутимый» (греч. ἀτάραχος), его использует Аристотель в этике для определения таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность):

«Сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и не подчиняться чувствам, а следовать разуму».

Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и скептицизме. Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо.

Атараксия – это безмятежность и спокойствие души (ἀοχλησία καὶ γαληνότης), она «приходит вместе с эпохе». Эпохе – остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и не утверждаем. Говоря языком сегодняшней когнитивно-поведенческой психотерапии или используя термины буддистов, – это безоценочное мышление.

Эпиктет (римский стоик) в «Беседах» посвятил атараксии отдельное рассуждение и исходил из ее понимания как разумного, спокойного отношения к внешнему имуществу, ситуациям, почету, собственному телу, своей жизни или смерти, показывая, что неразумное поведение приводит к порабощению человека.

У Эпикура атараксия связана с удовольствием (ἡδονή), которое появляется в качестве следствия ее регулярной практики. Философ определял удовольствие как отсутствие телесной боли, душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет же от ошибочных мнений трезвое рассуждение. По мнению Эпикура, атараксия достигается сосредоточением на важном и упразднением ложного, что приводит к «устойчивым удовольствиям» (καταστημαηκαὶ ἡδοναί), в отличие от радости и веселья, определяемых им как «изменчивые удовольствия».




***

"Относиться к чему-либо по-философски" - это значит "разумно, рассудительно и спокойно относиться к явлениям жизни, ее сложностям и невзгодам".

Источник: Академик

***

Анаксагор, потеряв сына, сказал: «Я знал, что породил смертного».

Источник: Академик