Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»
| Фреска Микеланджело «Сотворение Адама» |
***
Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод:
И сотворил Бог человека по образу Своему — Быт. 1:27
«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
Было выдвинуто несколько гипотез о значении весьма оригинальной композиции «Сотворение Адама», многие из которых брали за отправную точку хорошо задокументированные знания Микеланджело в области анатомии человека.
Изображение человеческого мозга
У Микеланджело был хорошо документированный опыт работы в анатомии человека. Американский врач Фрэнк Мешберг (англ. Frank Meshberger) (г. Андерсон (Индиана) в 1990 году обнаружил, отмечается в журнале Американской медицинской ассоциации, что на фреске «Сотворение Адама» в изображении Бога на самом деле зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга. При близком рассмотрении, границы в картине соотносятся с основными бороздами в головном мозге во внутренней и внешней поверхности мозга, ствола мозга, в лобной доле, базилярной артерии, в гипофизе и зрительного перекреста.
Изображение процесса рождения
С другой стороны, было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки (один историк искусства назвал её «маточной мантией») и что свисающий шарф зелёного цвета может быть недавно разрезанной пуповиной. Недавно группа итальянских исследователей опубликовала в Mayo Clinic Proceedings статью, в которой изображения мантии и послеродовой матки совпадали. Согласно Энрико Брускини (2004), «Это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека („Сотворение мира“). Она объясняет пупок, который появляется на Адаме, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рожден женщиной».
Изображение ребра Евы
Кроме того, Дейвис Кампос в журнале «Клиническая анатомия» отмечает, что левая сторона туловища Адама содержит дополнительное скрытое ребро. Из-за глубоких познаний Микеланджело в анатомии человека, он намекает, что этот контур ребра является преднамеренным и представляет ребро Евы.
Кампос предполагает, что это включение дополнительных рёбер было способом Микеланджело изобразить Адама и Еву, сотворенных бок о бок, что отличается от католической традиции, согласно которой Ева была создана после Адама. Существуют убедительные доказательства того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями и имел бурные отношения с уполномоченным по потолку Папой Юлием II. Таким образом, Кампос предполагает, что включение рёбер было преднамеренным способом унизить Папу Юлия II и католическую церковь, не признавая своей вины, поскольку очень немногие люди в то время знали что-либо о человеческой анатомии и могли оспорить эту часть. Однако в книге Бытия есть две версии сотворения мужчин и женщин: Бытие 2:22 — это создание Евы из ребра Адама, но до этого, в Бытие 1:27, есть ещё одна история, когда мужчина и женщина были созданы одновременно: «Итак, Бог создал человечество по Своему собственному образу. Он создал их по образу Божию, мужчину и женщину сотворил их». Так что, по крайней мере, нет поддержки предположения, что Микеланджело был против какой-либо католической традиции.
Источник: Википедия