 |
| Лао-цзы |
Сам факт нашего появления на Земле, считал он [
Лао-цзы], уже есть проявление нашей несвободы, потому что перед рождением нас никто не спрашивал, хотим мы того или нет. Нам не предоставляли выбора – родиться или не родиться. А если кто-то, допустим, не хотел рождаться? Так, например, для
буддиста земная жизнь – это зло, и он предпочёл бы не родиться вовсе. Мы появились на свет и, хотим того или нет, должны считаться с фактом нашего существования и подчиняться ему. Далее, выбирали ли мы наш
пол,
наследственность, родителей,
социальную среду и
историческую эпоху, в которую родились? Совершенно не выбирали. Всё это было нам дано безусловно и авторитарно, и, стало быть, опять ни о какой нашей свободе говорить не приходится. А воспитание, которое мы получили с колыбели и которое сформировало нас, сделав такими, какие мы есть, разве выбирали мы его? Нет, оно тоже предложено нам помимо всяких наших желаний. А если мы его не выбирали, значит, и себя самих мы не выбирали, и то, что мы собой представляем, есть результат, совершенно от нас не зависящий. И наконец, влияет ли всё перечисленное на жизнь, то есть влияет ли пол, наследственность, среда, эпоха, воспитание и всё прочее на человеческий путь? Конечно же влияет, и даже определяет его, направляет, формирует. Можно привести ещё множество иных факторов, также влияющих на нас. А сумма всех этих факторов и будет той силой, которая ведёт нас в определённом направлении и делает нашу жизнь той или иной. Вот и получается, что ни самого себя, ни свой жизненный путь никто не выбирает и не может выбрать, ибо и он сам, и его жизнь предложены ему, как бы заданы ему, и с этой данностью идёт каждый по земле, будучи не в силах что-либо изменить. Здесь можно возразить, что человек меняет всё же свою жизнь и примеров тому – тьма. Но предположим, кто-то принял решение что-либо изменить. Почему он его принял? В силу каких-то причин и мотивов, то есть в силу чего-то. Но это что-то, значит, было в нём, присутствовало. А откуда оно? Черта характера? Особенность
натуры? Склад ума? Но ведь мы только что видели, что и характер, и ум есть заданность и что человек не выбирает их. Значит, если даже он и принял решение что-то изменить, он сделал это в силу своих внутренних особенностей, а они не от него зависят, ибо заданы изначально, стало быть, это решение он принял вовсе не свободно и оно тоже было предопределено, так как вытекает всё из той же совокупности заданных факторов. Нам кажется, что мы поступаем свободно, что выбираем нечто и можем что-то изменить, но это
иллюзия и самообольщение. Человек и его существование – грандиозная сумма огромного числа обстоятельств, параметров или факторов, которая обусловливает, формирует, задаёт то русло или колею, в которых движется наша жизнь в строго определённом направлении. Такое воззрение называется
фатализмом, но в данном случае не сверхъестественная сила влияет на человеческий путь, а сложение всех естественных сил и обстоятельств ведёт жизнь человека в какую-либо сторону. Поэтому такой фатализм называется естественным.
Человек, говорят
даосские философы, – это полёт стрелы: она движется туда, куда послала её рука стрелка, и зависит её движение от степени натяжения
тетивы, от сопротивления воздуха, от препятствий на её пути. Понятно, что направление её полета может измениться: подул сильный ветер, пошёл дождь, или она во что-нибудь вонзилась, но весь вопрос в том, может ли стрела сама изменить направление своего движения, самостоятельно отклониться в ту или иную сторону, полететь назад или же не лететь вовсе? Так и человеческая жизнь – летит в том направлении, которое задают ей факторы и условия, её формирующие; внешние параметры и обстоятельства, её определяющие, и она не может произвольно изменить это направление. Путь жизни, заданный всей суммой внешних сил, называется
дао. Этот путь есть у любой вещи, потому что каждый предмет мира и его существование, как и человек, тоже результат всех возможных факторов. И у всего мироздания есть своё дао. Если сложить абсолютно все вещи нашего мира, все силы, в нём действующие, все причины и следствия во всём их грандиозном и необъятном взаимодействии и целостности, то получится единый путь – дао нашего мироздания.
***
«Чистая случайность, абсолютно свободная, но слепая, лежит у самых корней величественного здания эволюции, и в результате человек, наконец, узнает, что он одинок в бесчувственных глубинах вселенной…
Жизнь вообще и человек в частности – явление уникальное, единственное творение необъятной вселенной, возникшее вопреки планам природы. Человек должен пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он наконец осознает, что, подобно цыгану, живёт на краю чужого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно и как к его страданиям или преступлениям… Человек наконец сознает своё одиночество в равнодушной бескрайности вселенной, из которой он возник по воле случая» (Из речи Нобелевского лауреата биохимика и микробиолога
Жака Моно).