«Разумная структура должна иметь разумное происхождение»
Скажем так: что в человеке, в каждом из нас, является наиболее важным? Разум, сознание, радость творчества. Вот животные не испытывают радости творчества, разум может быть у какого-нибудь живого существа, подсознательный, стихийный разум. Радости творчества нет у животного, а у человека есть. Пустяк, ребёнок сколотил какую-нибудь игрушку - он сразу бежит показать её матери, художник написал картину, скульптор [сваял] статую, и все они радуются. Дальше, мы сталкиваемся вообще с творчеством во всём: что бы мы ни увидели в жизни - картину, машину, сложный какой-нибудь аппарат - всё это создания разума человеческого, не рук, но разума, руки здесь нужны в конце, дело не в руках, руки - только орудия, послушные орудия разума. Вот тут-то мы и спрашиваем: что же такое разум? Можно ли его взвесить, увидеть его форму, краски ему какие-нибудь приписать, (сказать) что он круглый и синий? - Ничего подобного. Можно ли уловить каким-нибудь аппаратом? - Тоже невозможно, можно уловить только работу мозга, которая сопровождает деятельность разума, но саму мысль никакой аппарат никогда зафиксировать не может. И отсюда мы делаем простой вывод, что природа делится на два типа явлений:
- на явления чисто внешние, материальные и
- духовные, которые подчиняются своим законам, живут по своим законам.
Вот рука, она находится в пространстве, а мысль - не в пространстве, я не могу сказать, что она тут или там, поэтому она не может ни распадаться, ни двигаться в физическом смысле слова. Так вот, эта самая мысль и творит храмы, дома, картины, статуи, фабрики, заводы, и так далее. Но когда человек творит, он обязательно опирается на то, что видит вокруг себя. Вот лётчик поднимается в небо, но задолго до этого люди изучали, как летают птицы, или, скажем, люди создают химические заводы, изучают строение вещества, но в капле воды мы уже видим, замечаем существа, которые являются живыми фабриками, усваивающими одни вещества, перерабатывающими другие, выбрасывающими и т. д.
Мы называем гениями Ломоносова, Эйнштейна, которые открыли законы природы, но эти законы были и до них, уже объективно существовали в мире. Итак, когда мы смотрим на природу, мы замечаем, что она не есть хаос (учтите, что я излагаю свою точку зрения и никому её не навязываю), это не хаос, это космос, от слова "космео", по-гречески - украшаю. Он строен и рационально организован, начиная от мельчайших структур и кончая, наконец, человеком. И вот ещё Дарвин на эту тему говорил, что вот эта самая стройность мира заставляет его задуматься, можно ли считать его просто случайным чем-то или в нём есть разумное начало.
Если бы мы с вами попали на необитаемый остров и блуждали бы там, и вдруг нашли там избушку, человека не нашли, нашли бы избушку, мы сделали бы самый простейший вывод, что здесь был человек, правда. То же самое и с природой: когда мы видим кругом закономерные явления, то мы должны ответить самим себе на вопрос, о том, откуда всё это.
Разумная структура должна иметь разумное происхождение.
Следовательно, если мы обратимся к этой разумной структуре, мы должны будем сказать: она подобна нашему разуму, её нельзя видеть, нельзя пощупать...
© А. Мень
Полностью - здесь.